Арлекин :

14:11  30-04-2008
– Вот, смотри, – объясняла она, – по-английски разрез, глубокая рана будет slash. Поэтому так же называется символ в виде наклонённой вправо черты. Видишь, действительно, напоминает чем-то разрез. Лично я люблю всё японское, так что мне слэш всегда казался результатом аккуратного дзюнси, знаешь, когда вассал вынимает свой вакидзаси или четвертьметровый кусунгобу и вот точно такой же линией вспарывает себе брюхо, а потом стоящий позади кайсяку одним взмахом катаны... впрочем, это уже к слэшу не относится. Как бы то ни было, в этом примитивном значке, восходящем ещё к древнеирландскому огамическому письму, где слэш означал литеру m или к той же хирагане, где ещё более похожим на разрез знаком обозначается слог но... но... кстати сказать, так называются и несколько сложных иероглифов, один из которых имеет значение действие, эффект, а ещё один, который читается как nayamu – значит страдать, мучиться. Есть, о чём задуматься, правда?
Но что-то меня увело в сторону. Почему не следишь? Я ведь могу так часами болтать. Ты, если в следующий раз заметишь, что я заговариваюсь, стукни меня по голове – вон, сзади тебя метла у стены.
Мы же говорим о нашей linea loxos, о пресловутом слэше. Так вот, существует, помимо всего прочего, мало употребляемое американское значение этого слова – болотистая местность. Вообще, я к этому и вела.
Что, не понимаешь? Ну, это же просто. Бэкслэш есть не что иное как зеркальное отражение слэша – такая же черта, только с наклоном влево. То есть нечто обратное, чистый антипод. То же касается и значений. Например, резкая критика – slashing criticism. А если слэш заменить бэкслэшем, что получится? Безоговорочное принятие – вот, что! Улавливаешь ход моей мысли? Да, ты это, о метле не забывай, я это серьёзно сказала насчёт по голове, а то вот уже нить начала терять, а ты опять молчишь, будто всё в порядке. Ты всегда такой невнимательный или что?
Болотистая местность, понимаешь меня? Нет, не понимаешь. Беда с тобой, дурья твоя башка, зачем же пришёл, если не вникаешь? Послушай, это же не загадки какие-нибудь, это же просто, как не знаю что. То, о чём ты спросил, находится прямо между мной и тобой, это сугубо между нами, понимаешь, и мы аккуратно движемся вокруг этого по ходу беседы, да так аккуратно, что хоть формулу выводи. Знаешь, как кратные звёзды, которые под действием гравитации вращаются вокруг общего центра своих масс, только в нашем случае под центром подразумевается бэкслэш. Эх, ничего-то ты не знаешь. В школе хоть учился? Прогуливал поди. У тебя в голове петабайты свободной памяти, а ты даже английский как следует не выучишь, всё на пальцах тебе объясняй.
Пришёл, уселся, глаза выпучил – и всё ему расскажи-покажи. А как до распознавания образов дело доходит, в черепушке так и скрипит что-то, я отсюда слышу. Туго у тебя с абстрактными понятиями, да? Как же с тобой быть-то? Интересно, что они там себе думают, когда таким, как ты письма пишут? Дай, кстати, посмотрю ещё разок. Признайся, удивился, наверно, когда конверт распечатал? Да я просто так смотрю, видела сто раз, просто мало ли, вдруг что нового напишут. Ты не переживай, ничего тут странного, они всегда к такому лаконизму прибегают – больше вероятность, что придёте. Ну ещё бы, получаешь письмо, а там только бэкслэш слева вверху, а снизу адрес. Ерунда какая-то, думаешь ты, даже на глупую шуточку не тянет. Верь – не верь, а очень многие потом по этому адресу приходят – уж очень интересно им, что всё это значит. Я тут, понимаешь, вроде приёмной комиссии, только с разницей, что никаких экзаменов тебе сдавать не нужно. Нет, подожди, я не так выразилась, не комиссия, а, скорее, предварительная консультация, чтобы тебя в курс дела ввести.
Так что ты особо уши не развешивай, сейчас я тебе проведу сеанс теодицеи, чтоб ты понял, куда тебя позвали. Не будем разводить дискуссий о том, что есть бог – ты малограмотный, как я вижу, а этого и просвещённые толком не знают. Может, оно и хорошо, что ты такой бестолковый, я так думаю. Вот, например, и Хёйзинга говорил: многознание превращается в маломудрие. Да и они не дураки, кому попало писем не рассылают, и раз ты пришёл, стало быть что-то в тебе такое есть, хоть я пока ничего и не углядела. Впрочем, старость, она, во многих отношениях, ослепляет, да и не мне судить...
Да ты что!!? Ох... Я же пошутила насчёт метлы, совсем сдурел, что ли? Ишь, какой прыткий! Взял, да и огрел старуху!.. А всё ж таки, молодец...
Итак, мы оправдывали бога. Погоди, не вставай. Это не секта, не бойся, и не что-то вроде того. Ничего общего с религией и церковью. Смотрите, какую кислую мину состроил! Не переживай, это я так издалека захожу, вроде разговора о погоде. Так вот, послушай, люди издревле пытались как-то согласовать благого и всемогущего господа с наличием мирового зла. А с начала восемнадцатого века эти попытки переросли в целую доктрину, скажи спасибо Лейбницу. Ты хоть и недалёкий, а тоже, наверно, разок да задумался, хотя бы косвенно, как это так получается, правда? Я тебе так скажу: бог – понятие растяжимое. У даосов он повсюду и во всём, у христиан – где-то сверху, у неверующих – перемешан с эгоизмом... Как ты сказал? Где-то рядом? А кто это такой, Фокс Малдер, не знаю такого. Ты меня лучше не отвлекай. И метлу убери, она меня сбивает. В общем, я хочу тебя подвести к более широкому пониманию. Видишь ли, что он такое мы не знаем, но знаем, что он определённо есть или, хотя бы, есть что-то, что мы так называем. Даже чтобы не верить в него, нужно сначала, чтобы он был, а то как ты можешь не верить в отсутствие чего-то? Или, например, если ты агностик и отрицаешь его существование, то тебе нужно, чтобы было что отрицать, и поэтому он автоматически существует хотя бы во время этого отрицания. Заметь, я повторяю: тебе нужно, чтобы он был. Одного этого достаточно, чтобы поверить, что речь идёт о боге. Хочешь – не хочешь, а он есть, и всё тут, в лепёшку разбейся, а ничего не изменится. Когда я говорю о широком понимании, я имею в виду... как бы так не абстрактно тебе это... да, метафизической беседы по понятиям у нас с тобой не выйдет... Попробуем общё: наличествует некая сущность, даже не сущность, а просто некость, посредством которой осуществляется связь и баланс между всем на свете и которая сама же и является этими связью и балансом и всем на свете тоже. Оно существует само по себе, оно само себя создаёт по причине своей первоначальности и, следовательно, автогамности. Да-да, не курочка и не яичко – именно эта некость была раньше всего, так что не верь материалистам. Впрочем, и к идеалистам я бы на твоём месте не особо прислушивалась, ибо ни те, ни другие толком не знают о чём говорят, потому что нельзя познать то, чего нет – и тут мы с тобой попадаем в логическую петлю. Убери метлу, кому сказала.
Ладно, горе ты моё, постараюсь покороче. Если ты хоть на миг оторвёшься от подсчёта ворон и посмотришь вокруг, тебе не составит труда убедиться в том, что от баланса осталось только слово, за которым уже давно ничего не стоит. Ты увидишь, что полчища гоминидов пообрывали все возможные связи и старательно расшатывают некогда устойчивую структуру, и что былое спокойное равновесие обернулось лихорадочным уравновешиванием. Поэтому всё чаще, открывая какую-нибудь безобидную книжонку, можно прочесть что-нибудь вроде мы не знали, что делали, мы не имели об этом ни малейшего понятия и теперь расплачиваемся за это нашими грёбаными жизнями, извини за выражение, это цитата. Думаю, ты должен это признать, вокруг полный бардак. Но наша таинственная некость, которую принято понимать как бога, в силу своей неуёмной блажи стремится весь этот непорядок гармонизировать, а для этого ему, как и любому трудящемуся, необходимо кушать. Это образное выражение, но, при желании, в нём можно обнаружить и буквальные стороны.
Возвращаясь к восточному синтаксису – он содержится во всём и всех, а потому, выходит, что сам и является всему причиной. Надо признать, что в целом это так. Здесь-то и возникает необходимость в теодицее. А на деле всё очень просто. Сам он и наводит порядок, и, опять же, посредством всего и всех. То есть, осуществляется деление на тех, кто гадит и тех, кто убирает. Или, если хочешь, на свиней и свиноводов, только главный свиновод – это он, а все прочие ограничиваются только отскребанием какашек, я извиняюсь. Конечно, для такой важной должности требуется некоторая квалификация, но это не проблема – те, кто заступают на пост говночерпия, получают её в процессе работы.
А если говорить о буквальных смыслах, то он, действительно, в каком-то роде вас ест – вы поднимаетесь к нему, растворяетесь в нём и заряжаете его свежими силами, преобразуясь в так называемую творящую энергию.
Отсюда и шутка с бэкслэшем. Болотистая местность наоборот, понимаешь? На самом деле метафора куда примитивнее тех, что я приводила вначале, но что сделаешь, не я же это придумала. Просто отрази болото по горизонтали, и ты получишь зыбкое небо. Вот и всё. Утонуть в нём тебе ещё предстоит, а пока – иди прямо по коридору и налево, лосины, маска и плащ в шкафчике.
И ещё одно бесплатное напутствие, герой, – сказала она, возвращая мне письмо. – Если вдруг увидишь, что небо начало отбрасывать тень, так и знай: что-то пошло не так. – Она улыбнулась, и её лицо утонуло в глубоких морщинах.