Немец : Северный Урал, пятидневный тур на квадрациклах. Часть II. По уши в грязи.

13:43  30-07-2011
21.07.2011

С погодой нам везло весь тур, что для этих мест не характерно. Сергей говорил, что тучи могут налететь внезапно, и дожди бывают обильными и холодными. Но туч видно не было, утро 21-го оказалось ясным, по небу неторопливо плыли пушистые облака, солнце слепило, но не жарило. Я встал рано, заварил себе кофейку, и принялся описывать события прошлого дня. Это заняло час, затем народ проснулся, и мы начали собираться в дорогу.
Квадры нагрузили под завязку, багажники едва удавалось закрыть. Палатки, спальники, коврики из пенорезины, канистры с бензином, инструменты, еда и пр, — все это требовалось взять с собой, поскольку начинался автономный маршрут. Сели на квадры, отчалили.
Не доезжая пос. Кытлым, свернули по бетонке на север. Слева возвышался Косьвенский Камень, у его подножья остались завалы отработанной породы — раньше тут добывали золото. На фото внизу видно, как ручей пробился сквозь грунт. Ручьи, опять же ручьи.







Бетонка закончилась у какой-то военной части. Наверное, солдатам удивительно было смотреть на колонну ревущих квадров, лезших по каменистой дороге в гору мимо забора с колючей проволокой. Военные нам махали руками, мы отдавали им честь левой рукой, потому что правая была занята.
Наша трасса по широкой дуге обходила Конжаковский Камень с запада. Шли через лес, грунт был сырой, местами с лужами и грязью. Но ничего сложного.













В этот день нашим проводником был Стас. Он сказал, что на этом этапе будет болото. Мы уже одолели километров 25, и местами перли через глубокие лужи и грязь.
— Это и было то болото, о котором ты говорил? — спросил я Стаса.
— Не, — ответил он с улыбкой, — болото еще даже не начиналось.
Это меня насторожило, ну да деваться то некуда.

А потом началась настоящая грязь. Карты говорили, что трасса идет на высоте 400-500 метров над уровнем моря, но вода в тех местах отчего-то не испаряется, мы и в самом деле уткнулись в болото. Дорога была разбита Уралами, воды с грязью — по яйца, ползти по гребню колеи невозможно, все равно стаскивает в колею, да гребень не всегда и видно. Когда квадр садился на гребень осями, колеса, не имея сцепки, разбрызгивают жижу, как китайский фейерверк искры. Смотрится это эффектно, если грязь летит мимо тебя. Такие участки тянулись по 15-20, а то и 30 метров, и на их форсирование мы потратили пару часов.
Стас шел первым, он первым и сел. Выехал сам. Потом сел снова. Пришлось вытаскивать. Мы с Пашкой уперлись в багажник его квадра, он дал газу — вытолкали. Только у меня все лицо оказалось в грязи, ком жижи с травой угодил в рот, а второй за шиворот. Про то, что ноги по колено были в грязище, и говорить не стоит. Пашка выглядел не лучше. То есть лучше, — заляпанный грязью с головы до ног, он улыбался улыбкой счастливого человека. Я понял, что Павел в тот момент уже получил от этого тура все, что хотел.

В болотах Павел сел тоже, вытолкали. Мой же Бомбордир пропер без запинки, из чего я сделал вывод, что по грязи у него проходимость лучше, и зауважал машину еще сильнее. Хотя, разумеется, сказалось еще и то, что я внимательно следил, как первые пилоты проходят сложные участки и старался не повторять их ошибок. Когда идешь в конце колоны — это преимущество.

К сожалению, фоток с этого участка нет, во-первых, было не до фотографирования, а во-вторых, все боялись заляпать фотоаппараты жижей.
Выползли на сухое, опять пошли ручьи. Сделали привал у небольшой речушки, перекусили. Напряжение в правой руке росло, большой палец немел, отходил и снова немел. Я старался не обращать на него внимания, но это было не просто — ложку я держать мог, но выковырять ею кусок рыбы из банки было уже затруднительно.








Грибы опять же повсюду. И такие красавцы, как на подбор.


На реке Буртымка помыли и остудили квадры. Мой Бомбордир на маленьких скоростях при недостаточном обдуве радиатора перегревался, и приходилось делать незапланированные привалы, так что подобные водные процедуры для него были полезны. Хонды, кстати, в этом плане выносливее, ни одна ни разу не перегрелась.









Дальше пошла хорошая лесная дорога, и двигались мы достаточно быстро, километров 35 в час.


Километров через 15 вышли на достаточно обжитую дорогу, по ней иногда ходят лесовозы. Тут нас ждал сюрприз в виде пешехода — Сергея, нашего второго проводника, которого утром мы оставили на базе «Северянка». Оказалось, что Стас забрал второпях ключи от Fiata (это автобус, типа газели, но намного ее больше, но меньше Пазика, в него целиком вмещается один квадроцикл, все снаряжение и 4 пассажира), который с запасами бензина и продуктов должен был нас ждать сегодня вечером неподалеку от намеченной стоянки. В общем, Серега через Конжаковский Камень и лес пешком пропер 40 км, и 20 км его подвезли. Мы за это время на квадрах одолели километров 80, правда через болота, но все же! Выглядел Сергей бодро, и улыбался, чем добил меня окончательно. Я бы на его месте Стаса придушил бы сию минуту, а он ничего — забрал ключи, залез на багажник Стасового квадра и на этом инцидент был исчерпан.
Дело шло к вечеру и до стоянки мы добрались быстро и без приключений. Сергей на Стасовом квадре уехал за Fiat''''ом, а мы первым делом пошли на реку мыться и стираться, потому что грязь была даже в ушах и ноздрях.



Хочу сказать пару слов об обмундировании. Это для тех, кто собирается в подобные туры, может пригодиться. Тур на квадрах — дело грязное и пыльное, так что и экипировку нужно подбирать соответствующую. Я взял костюм охотника (я в нем на всех фото) с противомоскитной сеткой (1800 р.). Сетка не понадобилась, комаров и мошкары почти не было, зато оводов и слепней у ручьев и рек тучи. Костюм оказался в самый раз для этого путешествия. Ткань плотная, ветром не продувается, на запястьях и стопах резинки, опять же ветром не задирает рукава. В воде намокает, но жидкая грязь его не пропитывает, высохла и можно отряхнуть. Из обуви подойдут резиновые сапоги — дешево, как говорится, и сердито. Но за день ноги в сапогах спариваются жутко. Я такое предвидел, потому прикупил берцы армейского образца (1300 р.). Кирзовые ботинки оказались куда лучше резиновых сапог, ноги не прели, по воде можно ходить по щиколотку (это потому что у моих ботинок вставки тканевые, в обычных можно и глубже). С берцами одна беда — две недели перед туром я их разнашивал. Вечерами и ночами бывает прохладно, а то и холодно, взял толстовку (800 р.). Нож — решил не мелочиться и взял хороший Кизлярский туристический нож, называется Ш-4 (1800 р.). Миска, кружка и ложка из нержавейки (180 р.) Фонарик, который на голову одевается, полезен вечерами и ночью (200 р.). Сменные футболки, носки и трусы — это обязательно. Еще важный момент — перчатки. Макс писал мне, что нужно взять автомобильные или велосипедные перчатки, но я не понял в чем прикол, и взял обычные рабочие перчатки по 7 р. за пару. А суть в том, что постоянная вибрация и ударные нагрузки быстро натирают ладони и подушки пальцев. Так что лучше не экономить и взять нормальные перчатки. Последнее — рюкзак. Тут я тоже не мелочился и взял качественный ранцевый рюкзак с жестким каркасом на 75 литров, рассудив, что это не последний мой поход и он мне еще ни раз пригодится (3800 р.). Топоры, пилы, палатки, спальники, котелки, газовые горелки — это все предоставляли организаторы. Вроде все.

Разбили лагерь, начали готовить ужин.




С собой у нас был литр вискаря и литр перцовки, но алкоголя не хотелось. За день я выпил литра 2 воды, но жажда не проходила, и я с тоской мечтал о бутылке холодного пива. Да и сигареты заканчивались со страшной скоростью. Павел думал в том же направлении. Так что, развесив обувь и одежду сушиться, он со Стасом сели на квадры и поехали в поселок лесорубов, который находился километрах в 3 от нашей стоянки.
Вернувшись, Павел вручил мне бутылку холодного Клинского, две пачки сигарет Петр I и поведал следующую историю:
— В общем, Жека, это полный трындец. Поселок — изб 30. У самой первой на лавочке сидят три деревянные куклы в человеческий рост: мама, папа и дитё. Причем мама держит дитё на руках. Это жутко, если б я такое ночью увидел, усрался бы на месте. Ладно, едем, ищем магазин. Ни магазинов, ни ларьков не видно. Смотрю, стоят три Ижака, думаю, молодежь — должны знать. Подъезжаю, вываливают пацаны лет по 18-20, таращатся на квадр круглыми глазами, спрашивают: это чо, иномарка? Я вижу: они даже не понимают, что это вообще такое. Говорю: ага, иномарка. На баке ж Honda написано… Ладно, спрашиваю про магазин. Говорят: вон в той хате торгуют. Иду туда, навстречу выходит девушка, довольно милая. Спрашиваю у нее сигареты купить, какие есть? Отвечает: разные есть. Выясняется, что круче Петра нет ничего. Тут выскакивает ее мамаша, смотрит на меня, как на врага народа, и вопрошает к кому я приехал? Типа: мы еще посмотрим, можно ли тебе что-то продавать. Не, ну нормальный вопрос, да? Говорю: да мы на рыбалку приехали, никого я тут не знаю и в гости ни к кому не собираюсь. Мамаша враз остыла, разрешила дочке мне сигареты продать. Тут выползает папаша, пьяный в жопу, и тоже начинает какие-то наезды булькать. Дочь с мамашей папаню кое-как затолкали назад, слава богу. Я потом пиво спрашиваю. Та же история: разное есть. Какое разное? Отвечает: пол-литровое и полтора-литровое. Пол-литровое холодное только Клинское… Как они там вообще живут?..
Понятно, что вопрос риторический. Но все же, как же они там живут?.. За ужином и позже, когда солнце село, и на Урал свалился густой вечер, мы пытались ответить на этот вопрос, но так ничего толкового и не придумали. Вечный вопрос о таинственной русской душе, такой же дремучей, как и весь Северный Урал, душе непостижимой, как вселенная. Найдут ли ответ на этот вопрос когда-нибудь?



(Продолжение следует)