Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

ИстФак:: - Евгений Шварц: под маской сказки

Евгений Шварц: под маской сказки

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 13:09  12-10-2021 | Лев Рыжков | Просмотров: 1230]
Для нашей страны Евгений Шварц — главный сказочник 20 века. Пик его популярности пришелся на 1960 — 80-е гг., но и сейчас эти пьесы-сказки могут запросто выстрелить в любой момент. 8 октября 2021 года исполняется 125 лет со дня его рождения. Вот и самое время вспомнить автора «Золушки», «Обыкновенного чуда» и «Голого короля».

Думая о Шварце, нельзя не вспомнить и Пушкина, его фразу: «Судьба Евгения хранила». Судьба и впрямь хранила Евгения (Шварца), но и спуску ему заодно не давала. И сказка шла с ним по жизни тенью и по пятам. Судите сами. В детстве Женя Шварц никаких признаков одаренности и даже простого прилежания не подавал. Родная мать пророчила: «Из таких, как ты, ничего не выйдет, и кончат они самоубийством!» Даже став взрослым и войдя в круг литераторов, Евгений Шварц долго воспринимался там как милый человек и рассказчик, но автор вполне себе ординарный. Ну просто гадкий утенок был этот Шварц в детстве и юности! Да и классиком его признали сразу, но после смерти.

А судьба как нарочно ставила Шварца в самые острые моменты истории на самый край пропасти. Офицерские погоны он получил за две недели до Октябрьской революции, после которой, как известно, за них можно было и с жизнью расстаться. Великую Отечественную встретил в Ленинграде, из которого уехал в эвакуацию лишь в декабре 1941 г. Во время террора 30-х множество его друзей и знакомых отправилось на тот свет и в места не столь отдаленные. Мог бы и Шварц, ведь во время гражданской войны он сражался в рядах белых и получил ранение, от которого всю жизнь страдал тремором рук. Вот уж действительно: праздник, который всегда с тобой! Пьесы его запрещали, спектакли снимали с прогона во время репетиции и даже после премьеры. Он брался за любую литературную работу, грустно шутя, что пишет все, кроме доносов. Тоже ведь та еще шуточка!.. (В те еще времена…)

И прожил наш сказочник далеко не сказочно долгий век: всего-то 62 года. При жизни слава лишь однажды постучалась к нему в дверь. Зато слава громкая и вместе с ней — любовь целого поколения. В 1947 году на экраны вышел один из самых любимых фильмов советской детворы — «Золушка». Автор сценария — Евгений Шварц. Так юные зрители ему и писали: «Здравствуйте, Сценарий Шварц!» Мало кто знал, что «Сценарий Шварц» в свой сценарий зарыл былую личную боль. Помните Мачеху в этом фильме в гениальном исполнении Фаины Раневской? Так вот, Мачеху автор прилежно списал со своей первой жены — актрисы Гаэне Халайджиевой (по сцене Холодовой), с которой расстался еще в 1929 году. А Лесничего, отца Золушки, — да, в какой-то степени он списал с себя. Главные слова в фильме произносит Паж: «Я не волшебник, я только учусь», — но сколько надежды и оптимизма в этих словах! Все вокруг непросто и невесело, и не в наших силах (пока) это исправить. Но ведь учимся мы на волшебников, на тех, кто это когда-нибудь да исправит!..

Сейчас, на дистанции времени, нам бывает трудно понять, чем это так не угодили пьесы Шварца Советской власти? Вот, например, «Голый король» (1934 г.). Он и деспот-тиран, и дурак, и антисемит, и книжки на площадях сжигает. Этот Голый Король — типичный, можно сказать, монарх и фюрер. К чему здесь придраться-то? Но вот как вам такая сценка. Перечисляя предков Принцессы — невесты Короля, Министр нежных чувств говорит: «Генрих Черт Побери» — «Черт Побери? За что его так прозвали?» — удивляется Король. — «За его подвиги!» — бестрепетно отвечает Министр. Какой же власти не хочется, чтобы любое ее свойство или отправление подданные прославляли в веках как подвиг?.. Вот и обиделась Власть, Власть вообще, за Власть всякую.

Конечно, Шварц работал советскому канону вопреки и четко наоборот. Вот например, требовался тогда герой именно из народа, а у Шварца все главные герои и говорят, и мыслят, как записные интеллигенты, даже если и числятся ткачами какими-нибудь. А вместо конфликта социального у него в пьесах главный — конфликт нравственный, хотя советская пропаганда внушала подданным, что о бесклассовой морали может только враг разглагольствовать. Или вот еще: массы (народные). По советскому канону, массы народные — это всегда хорошо, даже если они и пока что темные. Ничего, просветят и к новой жизни их вожди поведут. Между тем, у Шварца массы предстают явлением мрачным, косным и подлым порой до самозабвения. Вот, например, пьеса «Дракон» (1944 г.), где на борьбу с Драконом выходит отдельно взятый герой, а массы народные очень даже Дракона поддерживают — кто из страха, а кто из соображений очевиднейшей выгоды.

И еще. В сказке, что советской, что просто «народной», Добро обычно побеждает безусловно и окончательно. Всегда как бы согласно принципу действует: «Никогда не было, и вот опять». А у Шварца Добро тем уже побеждает, что самим собой, Добром, среди всяких масс и драконов остается и от Зла спасается. Неабсолютная победа у него, у Добра, в пьесах Шварца вырисовывается. Грустный взгляд на природу вещей (и людей) у Евгения Шварца — совсем ведь трезвый, несказочный! Впору тут Франца Кафку вспомнить.

Но нужно внести поправку принципиальную. Кафка похож на подростка, который еще не имеет опыта переживания (и преодоления) трудностей, для него жизнь — сплошная казнь и трагедия. А Шварц похож на ребенка из «Голого короля»: для него жизнь — в первую очередь праздник. Светит солнце, мама дала конфету, толпа нарядная вокруг, да еще вот и король голый выходит. Смешно же и весело! Как такой радостью с окружающими не поделиться? Разве ж ребенок понимает, что своей честной фразой он целую власть свергает? Так же и Шварц: при всей горькой мудрости он верит в хорошее, любит хорошее в жизни и в человеке и, пусть наивно, но искренне, призывает нас делать так же, как он. Вот смысл самой известной пьесы Евгения Шварца — «Обыкновенное чудо» (1954 г.), которую он посвятил своей второй жене Екатерине Ивановне Зильбер.

Обыкновенное чудо произошло и с карьерой Шварца. На втором съезде советских писателей (декабрь 1954 г.), вскоре после смерти Сталина, поэтесса Ольга Берггольц сказала: «Вот жалуются на драматургический голод, на отсутствие хороших пьес. Но совсем забыли, что у нас есть такой драматург — Евгений Шварц». И тут Шварца вдруг все залюбили. Но и время было новое, «оттепельное».

Если кратко сказать о значении Шварца как писателя, то можно так. Он был хранителем интеллигентской гуманистической традиции в нашей культуре, которая позже расцвела в творчестве Б. Окуджавы и Г. Горина и стала предтечей перемен в нашем обществе — все-таки перемен, наверное, к лучшему. Согласно этой традиции главное в жизни — человек, а не власть, как бы она себя ни прихорашивала. А если совсем просто о Шварце сказать — то как не вспомнить слова, с которыми к нему обратился М. Зощенко: «Женя, я знал много талантливых, блестящих людей. Но вы, Женя, еще и очень хороший человек! Запомните: вы ОЧЕНЬ хороший человек!»

4.10.2021


Теги:





0


Комментарии

#0 13:09  12-10-2021Лев Рыжков    
Спасибо. С интересом.
#1 13:35  12-10-2021mamontenkov dima    
Если, не лень зачтите "Я буду писателем" Шварца, полезная вещица.
#2 13:36  12-10-2021mamontenkov dima    
"Доение изнуренных жаб..."
#3 13:41  12-10-2021mamontenkov dima    
Хотя, мне ближе Шефнер.
#4 14:19  12-10-2021Григорий Перельман    
очень хорошо
#5 14:23  12-10-2021кусок говна    
Хорошая статья. И литературоведческая, и я бы сказал, публицистическая.
#6 16:16  12-10-2021allo    
прекрасно
#7 19:37  12-10-2021Шева    
Хорошо написано.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
...
12:12  05-05-2024
: [2] [ИстФак]
Я свой колокол держу за язык,
Чтобы звоном под кадык всласть,
Чтобы клоун свой поправил парик,
Чтобы голову на плаху класть.
Да вспотевшими глазами смотреть,
Да не видно ни хрена, что низги,
Только скачет по спине плеть
И твои моя родная шаги....
ОГЮСТ БЛАНКИ.
*Великомученик революционного коммунизма /Маркс

В момент казни четырёх карбонариев он дал клятву отомстить за казнь "мучеников свободы".
Из клятвы карбонария: "Клянусь дать моей родине возможность выбирать правительство на основе суверенитета народа"....
07:30  24-04-2024
: [2] [ИстФак]
Вслед за глобусом в ночь на промысел
Вышел месяц в густой туман.
Нож наточенный, кроме прочего,
Оттопыривает карман.


Знамо, были дела у Рыжего,
Век от века борзеет знать,
А каким он мотивом движимый -
Это вам и не надо знать....
21:37  14-04-2024
: [6] [ИстФак]
В перекрещеньи небесных воль,
Ото всего вдали,
Тихо идем мы с женою вдоль
Кромки ничьей земли.

Город за нами… Скользит змея…
Запах и вкус кремня…
И произносит жена моя,
За руку взяв меня:

«Знаешь, два ангела в темный час
Ночью пришли во сне
И возвестили сияньем глаз
Бедной дрожащей мне,

Что, как луна, или как мираж,
Вечна и молода,
Буду земли я и соль, и страж
Ныне и навсегда"....